Сокуратор выставки «Русская свадьба» Ольга Соколова

Поэт Генрих Гейне говорил, что музыка свадебного шествия всегда напоминает ему марш перед битвой. Это его утверждение, вероятно, нашло бы поддержку где угодно на планете, и в России определённо, где свадебная церемония всегда обставлялась так, что походила как минимум на коронацию. Новая выставка в Государственном историческом музее — это подробнейшее, детальное сообщение об особенностях исконно русского бракосочетания. О том, что было и что осталось в русской свадебной традиции, о серьёзности каждого шага и действия, о том, что женитьба, как сказал гоголевский Кочкарёв, это не то чтобы «взял извозчика, да и поехал куда-нибудь». Русская свадьба действительно временами походила на коронацию — неспроста новобрачных по ходу всех церемоний и обрядов величали «молодым князем» и «молодой княгиней», даже если и тот, и другая выходили из семей, едва концы с концами сводящих. Важной частью ритуала был, конечно же, музыкальный фольклор — плачи, причеты, приговоры, по выразительности некоторые из них вполне можно отнести к категории шедевров. На выставке в Историческом на каждом шагу наушники и множество музыкальных и текстовых записей для прослушивания. По лубочным картинкам, рисункам и живописным полотнам видно, какое значение придавалось свадебному пиру, его составу и масштабу. Если таковой устроить не удалось, в городке или селе новобрачных никто даже за мужа и жену не признавал. Русский свадебный обряд как выясняется вплоть до ХХ века представлял собой довольно причудливое сочетание христианских предписаний, исполняемых с величайшим старанием, и множества внецерковных традиций, многие из которых старше христианства, а потому должно быть и прочнее. Четыре собольи шкурки, подвешенные на четырёх стрелах по четырём углам опочивальни новобрачных изгоняли зло. А то, что сваты должны были садиться на лавку строго вдоль половиц, а ни в коем случае не поперёк? Чистое суеверие! Некоторые темы нам помогла раскрыть в беседе сокуратор выставки Ольга Владимировна Соколова.